К сожалению, некоторые действия иногда приводят к негативным результатам. Иногда компания начинает работать себе в убыток, и приходится закрывать ее, чтобы не навлечь еще большие долги. Сделать это не так просто, ведь для начала надо объявить фирму банкротом.
Приходится обращаться в арбитражный суд, затем проходить этапы банкротства, и продавать имущество организации с молотка, чтобы рассчитаться со всеми долгами. В данной статье расскажем, что такое торги банкротов, как происходит данный процесс и другие нюансы процедуры.
Особенности торгов
Имущество банкротов приходится распродавать на аукционе, ведь иначе не получится расплатиться с внешними долгами ООО. Иногда вырученные от продажи средства даже покрывают все займы, взятые у кредиторов. Иногда этого недостаточно. Но в любом случае торги происходят.
Продажа большинства видов имущества происходит по одной из двух схем:
- Участвуют все желающие — это открытый аукцион. Хотя и с исключения. К примеру, не каждый потенциальный покупатель допускается к аукциону, если с молотка идут вещи ограниченного оборота. К примеру, оружие.
- Если продается объект культурного значения (памятники, историческое наследие и т.д.), то проводится конкурс. Организаторы обязаны позаботится о безопасности объект, но в то же время дать к нему доступ для осмотра.
В первом случае победителем и покупателем признают человека, предложившего самую высокую сумму. Во втором — лицо, гарантирующее выполнение условий конкурса. Торги обычно проводятся на специальных электронных площадках. Для начала требуется зарегистрироваться, затем позволено участвовать, проводить поиск лотов и т.д. Могут покупать объекты и физические, и юридические лица.
Основные стадии торгов
Данная процедура всегда происходит по регламенту. От него нельзя отклонятся, он состоит из нескольких стадий. Выделяют три этапа проведения процедуры реализации имущества должников, рассмотрим их ниже.
Первичные торги
На этом этапе все участники торгов могут делать ставку на повышение цены на лот. Это первый этап и у него есть правила. К примеру, для осуществления еще одного шага придется подождать полчаса. Также величина повышения стоимости ограничена условиями аукциона, поэтому с ними нужно ознакомиться заранее.
Повторные торги
Это необязательная стадия, проводится только в том случае, если случился сбой системы или по какой-то причине первые торги не были проведены. В таком случае первые признаются несостоявшимися, а изначальная цена на лот во время проведения вторых снижается на десять процентов.
Публичные торги
Если первые два этапа признаны несостоявшимися, то приходится организовывать публичный аукцион. Тут есть возможность приобрести объект по самой низкой цене. Скидка бывает даже до 99%. Однако важно успеть вовремя сделать предложение, иначе конкуренты успеют сделать его первыми.
На данной стадии важна предварительная оценка имущества. Но опытные инвесторы могут приблизительно понять изначальную стоимость и посчитать, действительно ли предложение выгодно для вкладывания денег.
Какое имущество банкротов и должников можно купить на торгах
На аукционах вполне реально приобрести практически любой объект. Со списком имущества нужно ознакомиться на площадке, которая проводит электронные торги. Есть список наиболее популярных объектов, которые позволяют приобрести во время проведения торгов имуществом банкротов:
- Ценные бумаги, принадлежащие ранее или юридическим, или физическим лицам.
- Заводы или производственные линии, оборудование.
- Компании, которые производят товары разных групп — одежду, мебель, продукты и т.д.
- Недвижимость и автотранспорт.
- Спецтехнику, к примеру, эвакуаторы, подъемники и т.д.
- Бытовые приборы и технику.
- Товарные знаки компаний, которые проходят ликвидацию.
- Коммерческую недвижимость, необязательно жилую, к примеру, офисы, которые раньше сдавались в аренду, даже производственные здания и складские помещения.
- Активы материального плана, которые сейчас принадлежат потенциальному банкроту.
- Любое оборудование для производства.
- Земельные участки с разным предназначением, к примеру, под строительство индивидуального характера, или для выдачи в аренду сельскому хозяйству и т.д.
Сделки такого плана неимоверно выгодны. Во время проведения торгов можно сэкономить значительную сумму денег, поэтому выигрывают от заключенной сделки и физические, и юридические лица.
Если на лот заявлено мало потенциальных покупателей, то получится приобрести товар по минимальной цене.
Электронные торговые площадки
Имущества банкротов покупают на электронных площадках. Существует несколько площадок, но наиболее популярными считают около пяти сервисов. Они наиболее надежные, можно не переживать о собственных вкладах. Ниже рассмотрим самые популярные из них.
Единый федеральный реестр сведений о банкротах
Здесь размещаются самые подробные сведения как об объектах для продажи, так и о текущих владельцах-банкротах. Можно выделить одно преимущество, которое действительно говорит в пользу использования именно этого сервиса — сведения о процедуре продажи с молотка размещают всегда вовремя. Этот факт, и подробные сведения позволяют потенциальным покупателям подготовится.
Обладая информацией и временем, получается вовремя оценить имущество и решить, выгодно ли его приобрести, а также установить для себя максимальную цену на объект.
Сбербанк АСТ
По отзывам специалистов становится понятно, что это не только надежный, но еще и удобный сайт. Интерфейс сервиса настолько простой и понятный, что ни у кого не вызывает затруднений в поиске лотов или осуществлении других действий.
Единственный минус — мало объектов для продажи.
Фабрикант.ру
Считается одной из лучших, ведь предлагает действительно большое число лотов. Ее используют многие арбитражные управляющие, для регистрации имущества банкротов для продажи с торгов.
Центр реализации
Именно здесь чаще всего продают имущество фирм, которые обанкротились и сейчас находятся на этапе конкурсного производства. Поэтому следует ознакомиться с данными, предоставленными на сайте, для возможной выгодной покупки.
ELECTRO TORGI
Данный сервис появился сравнительно недавно, но уже успел завоевать поклонников. Тут очень простой интерфейс, поэтому легко разобраться, как зарегистрироваться, как пройти аккредитацию, легко отыщутся все лоты и т.д. Также площадка надежная и обладает относительно большим количеством объектов для продажи с молотка.
Интернет-площадок немало, но именно эта пятерка считается наиболее надежной и обладает богатым выбором имущества. Достаточно только вовремя просматривать объекты и регистрироваться на конкурсе, чтобы потом иметь возможность выгодно приобрести желаемое.
Основные этапы и требования аукционов
Любой человек понимает, что подобная процедура требует исполнения некоторых требований. Тут недостаточно простой регистрации на сайте, необходимо пройти еще несколько важных стадий, чтобы иметь возможность участвовать в торгах. Ниже рассмотрим подробнее все этапы, а также узнаем, что нужно сделать, чтобы перейти к торгам.
Этап 1. Получение ЭП
ЭП расшифровывается как электронная подпись. Без ЭП ни одна добросовестная площадка не допустит желающего поучаствовать в торгах. Есть несколько функций, которыми обладает данная печать:
- Она позволяет защитить документы от подделки и фальсификаций.
- Доказывает, что документ принадлежит конкретному лицу.
- Позволяет передать документацию по каналам связи с высокой защитой. То есть, они не попадут не в те руки.
- С ее помощью можно подавать предложения цены на лот во время проведения электронного аукциона.
- С ее помощью заключается договор на приобретение объекта после завершения аукциона.
Вырабатывают печать специальные компании. Если хотите сделать такую печать, обязательно изучите, на какие площадки она ориентирована. Если организация предлагает ЭП, в списке которой нет выбранной вами площадки, то поищите другую компанию.
Также имейте в виду, что данный документ вырабатывается на один год. Позже придется обновлять печать, но обновление стоит денег. Поэтому желательно сначала просмотреть объекты, решить, есть ли стоящие покупки, и только тогда делать печатку.
Этап 2. Аккредитация на ЭТП
Для осуществления этой стадии, обязательно нужна ЭТП. Прочитайте требования площадки у них на сайте. Там будет написано, какие нужны документы для аккредитации. Обычно кроме ЭП в список входит паспорт, но каждая площадка требует разные странички. К примеру, один ресурс требует копии странички с пропиской и ФИО, а другие желают копии всех страниц, где есть пометки.
В случае, если аккредитацию проходит юридическое лицо, то требования будут другими. Процедура занимает максимум пять рабочих дней.
Этап 3. Выбор и анализ лота
Чтобы найти достойных лот, придется использовать все имеющиеся в наличии источники. Разумнее всего изучать именно те источники, которые находятся в вашем регионе или хотя бы недалеко от места проживания.
Очень важный момент — обязательно изучите прилагающиеся к объекту документы. В список могут входить бумаги, сообщающие о независимой оценке, документация, подтверждающая право собственности. Если их нет, стоит задуматься, нужен ли такой объект.
Если приобретается такое имущество, как квартира, автомобиль, просто помещение, или даже производственное оборудование, то желательно осмотреть эти лоты до проведения торгов. Чтобы осуществить этот шаг, просто найдите прикрепленные контакты человека, ответственного за продажу. Перезвоните по ним, и назначьте встречу.
Если приобретаете сложное оборудование или технику, и ничего в ней не понимаете, желательно на встречу привести специалиста, чтобы он помог понять, хороший ли объект, или лучше отказаться от затеи с покупкой.
Такой подход — не пустая трата времени. Наоборот, вы сохраните деньги, время и нервы.
Этап 4. Настройка программного обеспечения
Данная стадия тесно связана с электронной подписью. Настроить программы нужно как раз для того, чтобы пользоваться печатью. Обычно применяется браузер Internet Explorer, для него скачивают несколько плагинов. Еще придется установить несколько программ, но об этом написано в инструкции к ЭП. Компании выдают подробные инструкции о том, как найти и установить нужное оборудование.
Если не получается самостоятельно выполнить все шаги из инструкции, можно заказать услуги программиста. Вероятнее всего, компании, выдающие электронную подпись, предоставляют услуги такого специалиста. Он настроит ноутбук или стационарный компьютер согласно со всеми требованиями.
Этап 5. Оформление заявки на участие в торгах
Если выбрали объект и настроили программы, то подавайте заявку на сервисе, об участи в торгах. Есть срок, в который подается заявка на каждый срок. Обычно на каждом объекте указывается время до завершения регистрации. Советуем зарегистрироваться за несколько дней до окончания этого срока. Особенно совет актуален для новичков.
Опытные пользователи уже знают, какие пункты заполнять, где находить информацию, чтобы их заполнить и т.д. У новых пользователей могут возникать трудности и иногда даже приходится обращаться к специалистам, чтобы те разъяснили все требования.
Этап 6. Оплата задатка
Без осуществления этого этапа пользователя не допустят к торгам. Необходимо перевести на счет определенную сумму задатка, тогда на аукцион допускают. Обычно эта сумма равна пяти процентам от суммы покупаемого имущества.
Найти цену объекта можно в описании к лоту. Также очень важно уточнить у банка комиссию за перевод денег. Если стоимость большая, соответственно задаток будет крупнее. Возможно, финансовое учреждение берет слишком большую комиссию за перевод, и придется или отказаться от такого банка, или просто открыть еще один счет в другом.
Обычно площадки требуют показать документ, подтверждающий перевод. Уточните у банков, предоставляют ли они квитанции при переводе через интернет-банкинг. Но иногда площадки требуют именно физический документ, где есть печатка банка. Уточните в правилах площадки или проконсультируйтесь на сайте.
Этап 7. Подача заявки
Иногда простая подача заявки уже гарантирует, что вы купили лот. Но только в том случае, если подали ее первым. Для подачи заявки для покупки других объектов требуется сделать заявку до определенного момента. Он указывается в информации к лоту.
Этап 8. Электронный аукцион
Как уже было написано выше, есть два варианта — открытый и закрытый аукцион. Если это закрытый тип, то человек подает заявку с ценой, за которую он готов приобрести лот. По завершению подачи заявок, выигрывает тот, кто подал самое выгодное предложение.
Если торги открытые, то человек обязан узнать время проведения торгов и в установленное время авторизоваться в системе. Дальше каждый участник подает предложения.
Плюс такого аукциона в том, что хоть он и открыт, участники только видят номера других участников, и предложенную им стоимость. Ни ФИО, ни названия компании нет. Именно поэтому такой аукцион считается максимально прозрачным.
Также следует заранее ознакомиться с периодом, в течение которого нужно подать заявку. Существует срок, в который можно выдвинуть предложение. Если этого не сделать, действующим считают последнее предложение, сделанное эти лицом. Когда никто не подает предложения, то торги окончены.
Этап 9. Итоги торгов
Теперь победитель должен подождать официального объявления о завершении торгов. До этого момента организатор формирует протокол, в котором идет речь о ходе торгов. Обычно он составляется за полчаса, после этого торги объявляются закрытыми.
Организаторам дают три дня на то, чтобы оформить протокол, но уже о подведении итогов. То есть, как проходили торги, и как вычисляли победителя. Также туда вносят данные победителя.
Этап 10. Завершение аукциона
Участники, которые проиграли, просто ждут оглашения результатов, а затем возврата задатка на счет в банке. Возвращают деньги в течении пары дней. Если уже прошло больше, а деньги все еще не вернули, свяжитесь с организатором проведения торгов.
Для победителя все немножко сложнее. Оформляется договор о купле-продаже. Организатор отправляет победившему лицу бланк. Один экземпляр заполненного бланка направляется посредством личного кабинета, его обязательно подписывают электронной печатью. Второй экземпляр отправляют организатору аукциона.
Оригинал этого бланка направляют в двух экземплярах по государственной почте. Если победивший вдруг передумал покупать объект, то он не заключает договор. Но задаток в таком случае не возвращают, поэтому подумайте, нужен ли объект до торгов, иначе потеряете значительную сумму денег.
Этап 11. Полная оплата и вступление в права
Осталось внести оставшуюся сумму, чтобы получить имущество. Будьте внимательны, необязательно реквизиты, куда вносили задаток, и куда следует внести остальную сумму, идентичны. Будьте внимательны при переводе.
Когда все описанные выше условия исполнены, составлены все договора и внесена оставшаяся сумм, то победитель вступает в право владения имуществом. Далее он распоряжается им по собственному усмотрению.
Заключение
Вначале может показаться, что процедура слишком сложная. Это не совсем так. Вначале может понадобится помощь опытного в торгах человека, но далее получится набраться опыта и участие в аукционе не будет казаться таким сложным. Главное, выполнять все требования площадки и действовать вовремя.
Видео
Если вы не нашли ответ на свой вопрос или остались недопонимания, обратитесь за бесплатной консультацией к юристу в чате на нашем сайте