Государственные долги представляют собой результат заимствований, необходимых для сокращения последствий дефицита бюджета. Что представляет собой это понятие, которое считается ключевым, когда речь идет об экономическом состоянии страны? В нижеследующей статье представлен детальный обзор этого вопроса.
Общие положения
Государственный долг России – тема, требующая детального разбора. В этом контексте также важен вопрос о существующих видах обязательств, сущности внутреннего государственного долга РФ, принципах проводимой нашей страной политики.
Что это такое?
Государственный долг – это сумма предшествующих расходов, превышающих доходы, а также сумма бюджетных дефицитов. Рост госдолга сулит сокращение финансирования бюджетными средствами. Следствием оказываются временные ограничения по выплатам социального характера. Уровень благосостояния населения снижается.
Виды
О коротких, средних и долгих сроках в отношении госдолга идет речь, когда основанием разделения является время действия обязательства. Краткосрочный долг действует не больше года, среднесрочное обязательство предполагает возврат долга максимум через 5 лет. Долгосрочный вариант дает о себе знать при превышении пятилетнего срока.
Поскольку краткосрочные обязательства берутся государством под высокую процентную ставку, этот вариант долга оказывается самым обременительным. Зачастую действия государства-должника сводятся к продлению и сведению воедино нескольких долгов. Но для подобного шага нужно одобрение кредитора (страны, выступившей займодателем).
Если в качестве основания взять отношение к кредитору, то формами или видами государственного долга будут обязательства внутреннего и внешнего характера. Задолженность по выплатам социального характера в долговую сумму не входит.
Сущность внутреннего долга
Под сущностью внутреннего долга государства следует понимать всю совокупность отношений кредитно-финансового характера. Движение капитала от населения в бюджет и обратно определяет указанные отношения.
На первых этапах развития рыночной экономики в России причиной возникновения обязательств стало увеличение расходов в границах одного сектора – прежде всего, военного. Повышение уровня безопасности способствовало росту размера внутренней задолженности. Постепенно картина менялась, в действие приводились и другие секторы экономики, например, связанные с научными разработками. Изменение политики государственных расходов повлекло за собой образование рынка кредитного финансирования.
Суммируя, можно отметить, что государство имеет обязательства перед:
- предприятиями и гражданами (вклад в госбюджет, исполнение госзаказов, реализация программ);
- лицами, делающими вклады в банках.
К госдолгу также относятся государственные облигации и векселя.
«Сущностная особенность внутреннего государственного долга – задолженности стран-партнеров не влияют на его погашение. Исполняться обязательства должны независимо от возврата денежных средств».
Принципы долговой политики РФ
Политика, направленная на решение вопросов, связанных с внутренним государственным долгом страны, демонстрирует определенные принципы. Дает о себе знать необходимость:
- развития рынка ценных бумаг;
- привлечения новых инвесторов;
- увеличения оборота облигаций;
- уменьшения расхода бюджета;
- недопущения роста ставок по облигациям;
- структурного изменения внутренней задолженности.
Не подлежит сомнению тот факт, что долговые обязательства влияют на сегодняшнее положение вещей на валютном рынке. В России установлен предельный срок, в рамках которого необходимо выполнить долговое обязательство. Он равен 30 годам.
Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению
Если государственный внутренний долг непрерывно растет, внутригосударственные последствия могут стать катастрофическими. Сокращение финансирования определенных секторов экономики провоцирует протестные настроения (акции, забастовки и т.д.). Одним из ярких примеров недавнего прошлого – ситуация в Греции. Самым серьезным последствием экономического кризиса становится государственный переворот.
Причина роста финансовой напряженности кроется в нарастающей необходимости получения новых кредитов. Крайний случай, когда кредиторы отказываются от дальнейшей финансовой поддержки. В этом контексте проливается свет на тесную взаимосвязь государственного бюджета и государственного долга.
Когда речь заходит о государственном внутреннем долге Российской Федерации, нужно упомянуть ключевую роль Центробанка. Именно он использует важнейший инструмент (ставка рефинансирования), влияя на экономические показатели страны и уровень ВВП. Когда валовый продукт растет быстрее, чем повышается ставка, страна попадает в категорию платежеспособных и может претендовать на получение очередного займа.
Долгие годы существования рыночной экономики позволили странам, оказавшимся в статусе должника, разработать ряд мер, способствующих сокращению объемов госдолга. Можно выделить следующие:
- оплата задолженностей за счет использования ограниченного золотовалютного резерва;
- получение отсрочки (пролонгация долга) или объединение долгов в один на более выгодных условиях;
- уменьшение ставки по облигациям и векселям (конверсия);
- реструктуризация долга;
- аннулирование по инициативе должника (редкий случай) или страны-займодателя (так называемое «прощение долгов»).
«Увеличение госдолга также связано с усиленным инвестированием средств на реализацию военных программ, с возрастанием безработицы».
Состав внутренней задолженности государства в рыночной экономике
Задолженности по кредитам (в том числе бюджетным), по выпущенным облигациям, ваучерам и векселям, а также обязательства, возникающие в связи с государственными гарантиями включаются в структуру государственного долга.
На указанные выше составляющие в объеме внутреннего государственного долга ежегодно накладывается ограничение в полном соответствии с Бюджетным кодексом РФ. На практике возникают ситуации с превышением установленного лимита.
Управление государственным долгом и его обслуживание
Систему мероприятий, основная цель которых состоит в установлении порядка, выплате доходов, погашении займов, выставлении долгового обязательства, называют управлением государственным долгом. Эту задачу берет на себя правительство страны или уполномоченное Министерство финансов. Если речь идет об управлении муниципальным долгом, роль управленца берет на себя местная администрация. В последнем случае в качестве регулирующего документа выступает устав муниципалитета.
Бюджетное законодательство нашей страны четко прописывает необходимость использования методов управления. Речь идет о реструктуризации, новации, конверсии и других методах (о них уже говорилось в предыдущем пункте).
Под обслуживанием государственного и муниципального долга понимается проведение финансовых операций, направленных на выплату доходов (процентов) по имеющимся обязательствам. Отвечает за обслуживание Банк России. К обслуживанию также стоит причислить особый вид деятельности Минфина страны, касающийся фиксации (регистрация в книгах долгов) всех государственных заимствований. Аналогичная деятельность осуществляется и в субъектах страны – долговые книги ведутся усилиями муниципальных образований.
Международный опыт проведения долговой политики государства
Изучение опыта ведения долговой политики странами ближнего и дальнего зарубежья способствует разработке собственных вариантов решения внутренних и внешних финансовых проблем. Это один из самых приемлемых путей дальнейшего развития. Поскольку Россия имеет значительный внутренний государственный долг, вопрос о том, как найти приемлемый выход из сложившейся ситуации, представляется актуальным.
В некоторых скандинавских странах практикуется особая политика ведения долгового портфеля, напоминающая работу с портфелем ценных бумаг. Преследуемая цель – снижение рисков и затрат на обслуживание долга. Разработанная базовая модель приводит к успеху. Например, используя примерно такую же схему, Новая Зеландия в период с 1994 по 2000 год смогла полностью погасить внешний долг.
Великобритания демонстрирует пример того, как нужно грамотно избегать перспективы долгосрочных расходов на поддержание трат Правительства. Выкуп долговых обязательств – решение американского правительства в направлении минимизации последствий гигантского долга.
Однозначного решения для конкретной экономики не почерпнуть из мирового опыта. Самый оптимальный вариант здесь – разнообразить методы реструктуризации долга, поскольку только на этом пути можно снизить нагрузку на внутренний рынок, а также обрести перспективу получения новых кредитов (к примеру, в Международном банке реконструкции и развития).
Государственный долг США
В мировом масштабе США являются обладателями самого внушительного долга. В январе 2019 года цифра почти достигла отметки в 22 триллиона долларов. Однако по отношению к ВВП страны штаты занимают далеко не первую строчку. В послевоенное время в прошлом веке стране удалось добиться значительного экономического прироста и значительно сократить показатель соотношения долговых обязательств к валовому продукту.
В 2011 году в связи с необходимостью увеличения лимита госдолга страна оказалась на грани технического дефолта. В 2017 году уже при Дональде Трампе было принято решение о неограниченных федеральных займах. Пока доход, идущий от организаций за счет налога, позволяет обслуживать имеющийся долг, но при увеличении ставки по облигациям затраты могут возрасти до половины собранной за счет налогообложения суммы.
Внутри общего долга доля внутригосударственных обязательств составляет порядка 6 триллионов. По данным 2018 года крупнейшими кредиторами США являются Китай и Япония. Еще в 1989 году в Нью-Йорке был размещен публичный счетчик, впоследствии демонтированный. Обновленная версия есть в городе до сих пор.
Государственный долг РФ
Долги союзных республик после событий 1991 года отошли России. Через семь лет наступил кризис и внешний долг РФ достиг пиковой точки, составив 188 миллиардов долларов. К 2006 году удалось погасить часть долгов по кредитам на общую сумму 22,5 миллиарда долларов.
Экономический кризис, грянувший в 2008 году, привел к тому, что доля зарубежных заимствований значительно сократилась. Впоследствии получение иностранных кредитов продолжилось. Очередной максимум задолженности был достигнут в 2014 году, сумма превысила 700 миллиардов долларов.
Украинские события привели к запрету на предоставление западных кредитов резидентам, размер обязательства стал сокращаться. Итогом стал валютный кризис и обрушение курса рубля.
Благодаря работе пресс-центра Минфина открытые данные об обязательствах страны доступны каждому гражданину. По отношению к ВВП страны объем задолженности находится в пределах 10%. Благодаря резервам удалось достичь полного покрытия имеющегося долга, о чем сообщил президент страны В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию в феврале 2019 года.
Видео
Если вы не нашли ответ на свой вопрос или остались недопонимания, обратитесь за бесплатной консультацией к юристу в чате на нашем сайте